Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
18 мая 2024 21:43

Канны 2024: триптих Йоргоса Лантимоса об антидоброте «во благо»

Канны 2024: триптих Йоргоса Лантимоса об антидоброте «во благо»

17 мая в основном конкурсе Каннского кинофестиваля прошла премьера фильма «Доброта в своем роде» / «Kinds of Kindness» Йоргоса Лантимоса. В очередной раз у режиссера получилась экстраординарная картина с мощным актерским составом – Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Джесси Племонс и другие играют в трех историях-антологиях внутри одного фильма разных персонажей, но будто бы существующих в одной вселенной. Это исследование людей, их поступков и желания власти, а также того, как далеко они готовы зайти в своих стремлениях.

Не прошло и года после триумфа «Бедных-несчастных» на Венецианском кинофестивале, как в Каннах за Золотую пальмовую ветвь будет бороться новая работа Лантимоса. В 2009 году его «Клык» победил в секции Особый взгляд, в 2015 году «Лобстер» удостоился на Лазурном берегу Приза жюри, а два года спустя «Убийство священного оленя» – награды за лучший сценарий.

Многие фильмы Лантимоса исследуют самые темные проявления человеческой натуры, то, как люди живут со своими внутренними установками, с установками общества или власти, а также как они могут безусловно подчиняться или нарушать правила. Все темы часто доводятся до абсурда, пропитаны едким юмором и шокирующими сценами. Режиссер заявляет, что «иногда нужно просто быть нелепым и смешным, чтобы достичь нужного эффекта»


Лантимос продолжает следовать своему уникальному, узнаваемому стилю – своеобразному и жуткому, но, бесспорно, завораживающему. Своей новой работой он в очередной раз «берет зрителей в кулак», нагнетая обстановку не только тревожными повторяющимися звуками, но и неожиданными поворотами или кровавыми эпизодами. Режиссер будто бы собирает все сумасшествие этого мира и возводит в абсолют, получается странно и смешно. 

Новая работа грека объединяет три истории: о мужчине, который странным образом находится под влиянием другого человека, но пытается взять под контроль свою жизнь; об офицере полиции, пропавшая жена которого неожиданно возвращается, но он отказывается верить, что она настоящая; о разъезжающей на пурпурном Dodge Challenger девушке, бросившей семью ради странного культа, привлекающего людей со сверхспособностями для лечения живых и оживления мертвых.

Здесь все смешалось – любовь, власть, отчаяние, безумие, свобода воли, вера и доброта. Все это взаимозаменяет, а точнее – подменяет друг друга. Герои ходят по грани, играют со своими жизнями и…нервами зрителей.


Сценарий фильма написан совместно с Эфтимисом Филиппу, с которым Лантимос уже работал над «Клыком», «Альпами», «Лобстером» и «Убийством священного оленя». «Лобстер» принес обоим номинацию на премию Оскар за лучший оригинальный сценарий.

«На протяжении многих лет идея фильма "Доброта в своем роде" облекалась в различные повествовательные формы и в конечном итоге превратилась в антологию. Мы начали с одной истории, но, работая над ней, подумали, что было бы интересно снять фильм, структура которого радикально отличалась бы от того, что мы делали раньше», – рассказал режиссер. 

Лантимос признает, что и у него, и у Филиппу очень схожие взгляды на творчество и киноискусство: «Мы можем развивать идеи друг друга. Если один из нас придумывает историю, другой может найти элементы, которые сделают ее более интересной или даже более сложной, запутанной, интригующей. У нас это действительно хорошо получается, и именно поэтому мы продолжаем работать вместе».

Режиссер также добавил, что сценарий фильма был готов уже на постпродакшене «Бедных-несчастных», именно поэтому его удалось снять и выпустить так быстро.


В актерском составе по-прежнему любимчики режиссера – Эмма Стоун, Маргарет Куэлли и Уиллем Дефо. Среди актеров, с которыми Лантимос работает впервые – Джесси Племонс, Мамуду Ати и Хантер Шафер. На пресс-конференции они сказали, что без раздумий приняли предложение режиссера присоединиться к проекту и полностью ему доверились, на первых порах «даже не до конца понимая суть этих историй».

Этот проект также воссоединил Лантимоса с оператором Робби Райаном, который снял два предыдущих фильма режиссера – «Фаворитку» и «Бедных-несчастных». Райан был номинирован на премию Оскар за обе ленты. И визуально «Доброта в своем роде» сильно отличается от предыдущих работ дуэта, когда они совмещали не только различные технологии съемки, но и объективы. Оказалось, что на протяжении всего процесса подготовки к съемкам нового фильма Лантимос и Райан обсуждали, как использовать камеру по-другому – намного проще, чем раньше. 

«С Робби мы были рады в некотором роде перезагрузиться, но при этом по-прежнему опирались на то, что мы делали раньше. Это своеобразное изменение направления, извлечение уроков из того, что уже было нами сделано. Поскольку мы собирались снимать эти три истории в современном мире, то стремились к простоте, насколько это было возможно. Нужно было найти самый простой способ освещения сцены и сосредоточиться на ее истинной сути», – рассказал Лантимос.


Съемки проходили в Новом Орлеане, создатели хотели, чтобы это был будто бы безымянный американский город, не отвлекающий внимание от героев.

В фильм также вкраплены черно-белые сцены – это либо воспоминания героев, либо их сны, которые играют огромную роль в повествовании. Так, увиденный сон может стать пророческим, другой – заставить человека изменить своим привычкам, а в третьем собаки будут вести себя как люди, а люди – как собаки. Странно? Во вселенной Лантимоса очень даже нормально.

Режиссер в каждом своем фильме очень четко контролирует тональность, сцена может превратиться из жестокой или драматической в гомерически смешную или абсурдную за считанные секунды. «Доброта в своем роде» – как всегда оригинальное произведение постановщика, как всегда дискомфортное и тревожное, как всегда удивляет и поражает и как всегда вызывает бурную реакцию критиков. Это ли не маркер гениальности.

Автор:
Елена Трусова

Другие новости по сюжету Канны 2024

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Фоторепортажи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама