Самые кассовые российские фильмы от «Ночного дозора» до «Горько»
Когда мы свели все отечественные фильмы, вышедшие за это время, в рейтинговую таблицу то, упорядочив их по долларовым кассовым сборам, выяснилось, что «Ночной дозор» стоит на 25 строчке. Таким образом, у нас получился ТОП25 самых кассовых российских фильмов прошедшего десятилетия.
При составлении рейтинга мы пользовались данными ПрофиСинема.ру, а также информацией о бюджетах и кассовых сборах из открытых источников. Фильмы, вышедшие в декабре, чьи основные кассовые сборы приходились на новогодние праздники, отнесены к следующему году.
№ |
Название фильма |
Посетители, млн. чел. |
Сборы в России, млн. Руб. |
Бюджет, млн. долл. |
Год выхода в прокат |
Жанр | ||
Общий |
Маркетинг | |||||||
1 |
6,1 |
51,8 |
1669 |
30 |
* |
2013 |
военная драма | |
2 |
8,8 |
49,9 |
1222 |
9,5 |
4,5 |
2008 |
мелодрама, комедия | |
3 |
5,3 |
34 |
869 |
20 |
* |
2008 |
военная драма | |
4 |
Дневной дозор |
7,42 |
31,97 |
909,55 |
4,2 |
* |
2006 |
фантастика |
5 |
4,1 |
31,5 |
950 |
3,5 |
* |
2013 |
семейная анимация | |
6 |
4,2 |
29,5 |
923 |
13 |
* |
2013 |
спортивная драма | |
7 |
4,6 |
27,6 |
673 |
9,5 |
5 |
2008 |
комедия | |
8 |
4,3 |
27,5 |
867 |
12 |
* |
2012 |
драма | |
9 |
4,2 |
26,2 |
837 |
5,8 |
* |
2012 |
новогодняя комедия | |
10 |
9 Рота |
6 |
25,6 |
723,2 |
6,7 |
* |
2005 |
боевик |
11 |
3,7 |
25,5 |
809,5 |
1,5 |
* |
2013 |
комедия | |
12 |
3,8 |
24,8 |
788 |
3 |
* |
2012 |
семейная анимация | |
13 |
3,73 |
22,7 |
699,55 |
5,5 |
* |
2011 |
новогодняя комедия | |
14 |
3,9 |
22,2 |
661 |
2 |
* |
2010 |
комедия | |
15 |
3,7 |
21,8 |
641,2 |
36,5 |
* |
2009 |
фантастика | |
16 |
Волкодав из рода Серых Псов |
4,1 |
20,15 |
526 |
10 |
* |
2007 |
фантастика |
17 |
3,35 |
19,7 |
594,5 |
15 |
7 |
2010 |
фантастика, приключения | |
18 |
3,34 |
19,01 |
573,5 |
3 |
3 |
2011 |
семейная анимация | |
19 |
Турецкий гамбит |
4,68 |
18,5 |
518 |
4 |
* |
2005 |
боевик |
20 |
3,01 |
17,85 |
512 |
3 |
* |
2009 |
комедия | |
21 |
2,4 |
17,81 |
565 |
3,5 |
* |
2012 |
комедия | |
22 |
3,45 |
17,57 |
547,09 |
5 |
* |
2009 |
комедия | |
23 |
3,78 |
17,04 |
567,5 |
16,1 |
* |
2009 |
боевик, драма | |
24 |
2,94 |
16,8 |
479,4 |
15 |
* |
2009 |
мюзикл | |
25 |
Ночной дозор |
4,35 |
16,24 |
472,59 |
4,2 |
* |
2004 |
фантастика |
Каждый фильм в таблице стал ярким событием. И все же необходимо выделить несколько фильмов, оказавших существенное влияние на российскую киноиндустрию. Один мы уже упомянули – это «Ночной дозор», второй – его продолжение, «Дневной дозор» стал первой отечественной картиной, вышедшей в новогодние праздники и успешно конкурировавший с западными релизами.
Следующим кинособытием стала «Ирония судьбы. Продолжение», вышедшая, как и «Дневной дозор», в канун Нового года, и собравшая рекордную зрительскую аудиторию (8,8 млн.).
В рейтинге несколько лент, относящихся к популярным франшизам. «Ёлки» и «Ёлки 2» - первая и самая успешная франшиза, снятая в жанре новогодней комедии. Безусловным событием в российском кинобизнесе стала анимационная франшиза «Три богатыря» и – первый пример очень успешной полнометражной анимации.
«Сталинград» также стал фильмом-событием, причем сразу по трем причинам. Во-первых, это беспрецедентные кассовые сборы на территории России, которые оказались неожиданными даже для большинства экспертов рынка. Во-вторых, «Сталинград» пока единственный в России сделан в технологии IMAX. В-третьих, это первый отечественный фильм, достаточно широко представленный на международном рынке. «Сталинград» уже собрал за рубежом около $15 миллионов, что составляет примерно 29% от внутренних сборов. Важно отметить, что прокат фильма за пределами России еще не завершен, а на некоторых территориях (в том числе в Европе) не начинался, а значит, можно ожидать увеличения доли зарубежных сборов. Этот безусловный успех стал результатом грамотной работы по продвижению, проделанной как продюсерами, так и дистрибьютором – компанией WDSSPR, которая не часто берется работать с российскими фильмами и как никто другой умеет работать с крупными релизами.
Поскольку мы сравниваем фильмы, выходившие в прокат в течение длительного времени, то говорить только о сборах (как рублевых, так и долларовых) не совсем корректно. Самым объективным показателем в данном случае является количество зрителей.
№ |
Название фильма |
Посетители, млн. чел. |
Сборы в России, млн. долл. США |
Год выхода в прокат |
Жанр |
|
| ||||||
1 |
8,8 |
49,9 |
2008 |
мелодрама, комедия |
| |
2 |
Дневной дозор |
7,42 |
31,97 |
2006 |
фантастика |
|
3 |
6,1 |
51,8 |
2013 |
военная драма |
| |
4 |
9 Рота |
6 |
25,6 |
2005 |
боевик |
|
5 |
5,3 |
34 |
2008 |
военная драма |
| |
6 |
Турецкий гамбит |
4,68 |
18,5 |
2005 |
боевик |
|
7 |
4,6 |
27,6 |
2008 |
комедия |
| |
8 |
Ночной дозор |
4,35 |
16,24 |
2004 |
фантастика |
|
9 |
4,3 |
27,5 |
2012 |
драма |
| |
10 |
4,2 |
29,5 |
2013 |
спортивная драма |
| |
11 |
4,2 |
26,2 |
2012 |
новогодняя комедия |
| |
12 |
4,1 |
31,5 |
2013 |
семейная анимация |
| |
13 |
Волкодав из рода Серых Псов
|
4,1 |
20,15 |
2007 |
фэнтези |
|
14 |
3,9 |
22,2 |
2010 |
комедия |
| |
15 |
3,8 |
24,8 |
2012 |
семейная анимация |
| |
16 |
3,78 |
17,04 |
2009 |
боевик, драма |
| |
17 |
3,73 |
22,7 |
2011 |
новогодняя комедия |
| |
18 |
3,7 |
25,5 |
2013 |
комедия |
| |
19 |
3,7 |
21,8 |
2009 |
фантастика |
| |
20 |
3,45 |
17,57 |
2009 |
комедия |
| |
21 |
3,35 |
19,7 |
2010 |
фантастика, приключения |
| |
22 |
3,34 |
19,01 |
2011 |
семейная анимация |
| |
23 | Любовь-морковь 2 |
3,01 |
17,85 |
2009 |
комедия |
|
24 |
2,94 |
16,8 |
2009 |
мюзикл |
| |
25 |
2,4 |
17,81 |
2012 |
комедия |
|
Таким образом, лидер по кассовым сборам - «Сталинград» (результат 6,1 млн. зрителей) отодвигается на третью строчку рейтинга, значительно уступая как предыдущему лидеру - «Ирония судьбы. Продолжение» (8,8 млн. зрителей), так и «Дневному дозору» (7,4 млн.).
Анализируя самые кассовые российские фильмы последнего десятилетия, мы наблюдаем постепенное сокращение кинотеатральной аудитории, которое происходит несмотря на значительно увеличившееся в то же время количество залов. Если в период 2005–2009 был хотя бы один российский релиз в год, который преодолевал планку в 5 млн. зрителей, то в 2010–2013 это удалось только «Сталинграду».
На изменение количества зрителей в кинотеатрах влияет сразу несколько факторов: и общее осложнение демографической ситуации, и рост цен на билеты. Но основной причиной является развитие интернет технологий, и увеличивающееся количество зрителей в онлайн кинотеатрах и пользователей VoD.
Год выхода в прокат |
Название фильма |
Средняя цена билета, руб. |
|
| |||
2004 |
Ночной дозор |
108,64 |
|
2005 |
Турецкий гамбит |
110,68 |
|
2005 |
9 Рота |
120,53 |
|
2006 |
Дневной дозор |
122,58 |
|
2007 |
Волкодав из рода Серых Псов
|
128,29 |
|
2008 |
138,86 |
| |
2008 |
146,30 |
| |
2008 |
163,96 |
| |
2009 |
150,13 |
| |
2009 |
158,58 |
| |
2009 |
163,06 |
| |
2009 |
170,10 |
| |
2009 |
173,30 |
| |
2010 |
169,49 |
| |
2010 |
177,46 |
| |
2011 |
171,71 |
| |
2011 |
187,55 |
| |
2012 |
199,29 |
| |
2012 |
201,63 |
| |
2012 |
207,37 |
| |
2012 |
235,42 |
| |
2013 |
218,78 |
| |
2013 |
219,76 |
| |
2013 |
231,71 |
| |
2013 |
273,61 |
|
В условиях, когда по объективным причинам кинотеатральная аудитория сокращается, рост цены кинобилета является определяющим, и, пожалуй, единственным фактором, позволяющим российским (как, впрочем, и зарубежным) релизам показывать кассовые рекорды. За последние десять лет средняя стоимость одного билета в рублях выросла более чем в 2,5 раза и значительно опережает как инфляцию, так и изменение курса рубля по отношению к доллару США. Средняя цена билета, например, на «Сталинград» в России составила 273,6 рубля (около $8.5), что значительно выше российских фильмов, выходивших не только в 2008, но и в 2013 году. Высокая средняя цена билета на «Сталинград» обусловлена более дорогими билетами на сеансы в залах IMAX, и в формате 3D. Общие же сборы ленты в залах IMAX составили 211,8 млн.руб. Другой отечественный фильм, идущий в прокате практически в то же время – комедия «Горько!» был более лоялен к кошельку зрителей – средняя цена билета 232,4 рубля, а аналогичный показатель «Легенды №17» составил 218,85 руб., что значительно выше цен 2011 и 2012 года, не говоря уже о 2004.
Начиная с 2004 года, когда в прокат вышел «Ночной дозор», и по 2009 год российское кинопроизводство было на подъеме. В этот период количество фильмов лидеров по кассовым сборам увеличивалось год от года. Самым урожайным по количеству фильмов из ТОП25 стал 2009 год, когда вышли «Обитаемый остров», «Любовь-морковь 2», «Каникулы строгого режима», «Тарас Бульба» и «Стиляги». Затем наступил резкий спад 2010 года, что стало результатом кризиса и то, что значительная часть проектов, запущенных в 2008-2009, была заморожена. Начиная с 2009 года, когда воссозданный Фонд кино стал распределять финансирование студиям лидерам, ситуация стала улучшаться. Фильмы, получившие финансирование в то время, стали выходить на экраны в 2012 – как результат в 2012 и 2013 по четыре фильма стали лидерами по кассовым сборам.

Самый кассовый фильм совсем не всегда означает доходный. Оценка финансовых результатов кинопроката очень сложна, прежде всего, из-за отсутствия финансовой прозрачности в российском кинобизнесе. К сожалению, самые кассовые фильмы не являются исключением. Если производственный бюджет фильма, как правило, известен, то сумма расходов на маркетинг у большинства проектов не указывается. Также мы не учитываем тот факт, что значительная часть фильмов была сделана с частичной или полной государственной поддержкой. Поэтому определить доходность того или иного фильма можно только очень условно.
Поскольку известно, что по устоявшейся в России схеме распределения до продюсера доходит в среднем около 40% кассовых сборов, мы получаем следующее:
Название фильма |
Посетители, млн. чел. |
Сборы в России, млн. долл. США |
Бюджет, млн. долл. |
Цена билета, руб. |
Доход продюсерской компании, млн. долларов США |
|
| ||||||
8,8 |
49,9 |
9,5 |
138,86 |
11,71 |
| |
4,1 |
31,5 |
3,5 |
231,71 |
9,89 |
| |
Дневной дозор |
7,42 |
31,97 |
4,2 |
122,58 |
9,39 |
|
3,7 |
25,5 |
1,5 |
218,78 |
9,34 |
| |
3,8 |
24,8 |
3 |
207,37 |
7,54 |
| |
3,9 |
22,2 |
2 |
169,49 |
7,44 |
| |
4,2 |
26,2 |
5,8 |
199,29 |
5,34 |
| |
3,34 |
19,01 |
3 |
171,71 |
5,08 |
| |
3,01 |
17,85 |
3 |
170,10 |
4,59 |
| |
9 Рота |
6 |
25,6 |
6,7 |
120,53 |
4,18 |
|
3,73 |
22,7 |
5,5 |
187,55 |
4,15 |
| |
2,4 |
17,81 |
3,5 |
235,42 |
4,07 |
| |
Турецкий гамбит |
4,68 |
18,5 |
4 |
110,68 |
3,86 |
|
Ночной дозор |
4,35 |
16,24 |
4,2 |
108,64 |
2,70 |
|
3,45 |
17,57 |
5 |
158,58 |
2,47 |
| |
4,6 |
27,6 |
9,5 |
146,30 |
2,23 |
|
Название фильма |
Посетители, млн. чел. |
Сборы в России, млн. долл. США |
Бюджет, млн. долл. |
Цена билета, руб. |
Доход продюсерской компании,
млн. долларов США |
|
| ||||||
3,7 |
21,8 |
36,5 |
173,30 |
-27,24 |
| |
3,78 |
17,04 |
16,1 |
150,13 |
-8,86 |
| |
6,1 |
51,8 |
30 |
273,61 |
-7,99 |
| |
2,94 |
16,8 |
15 |
163,06 |
-7,86 |
| |
3,35 |
19,7 |
15 |
177,46 |
-6,63 |
| |
5,3 |
34 |
20 |
163,96 |
-5,55 |
| |
Волкодав из рода Серый Псов
|
4,1 |
20,15 |
10 |
128,29 |
-1,44 |
|
4,2 |
29,5 |
13 |
219,76 |
-0,46 |
| |
4,3 |
27,5 |
12 |
201,63 |
-0,31 |
|
С другой стороны, возможно, мы увидели бы еще более пессимистическую картину, если бы продюсеры открывали маркетинговые бюджеты своих проектов. Но информация о бюджетах проектов последних лет (в том числе снятых и полностью или частично на бюджетные средства) очень скупа, и не всегда полна.
Возвращаясь к теме государственной поддержки – почти половина фильмов в ТОП 25 (11 фильмов) была сделана при финансовой поддержке Фонда кино, в том числе все самые кассовые фильмы 2011–2013.
Самыми привлекательным для кинопроизводства, с точки зрения окупаемости остаются комедии – из 25 фильмов 9 сделаны в этом жанре, причем все они окупились. Боевики, фантастика, приключения распределены практически поровну, как по количеству фильмов в ТОП 25, так и по количеству окупившихся / неокупившихся проектов.
№ |
Персона |
Проектов в ТОП25 |
1 |
6 | |
2 |
5 | |
3 |
5 | |
4 |
3 | |
5 |
3 | |
6 |
3 | |
7 |
3 | |
8 |
3 | |
9 |
3 | |
10 |
2 |
После выхода «Ночного дозора» прошло десять лет. Отрасль выходит на новый этап. Возможности роста цены кинотеатральных билетов по оценкам ведущих экспертов практически исчерпаны, кинотеатральная аудитория не растет. Происходит изменение модели киносмотрения.
Оптимизм вызывает потенциал интернет-кинотеатров и сервисов VoD. Хотя в настоящий момент доходы с этого сектора рынка невелики, но ситуация меняется. Аудитория подобных сервисов растет, вслед за аудиторией приходят рекламные деньги, растут доходы игроков рынка. Вероятнее всего, в среднесрочной перспективе мы можем ожидать изменения ситуации и доходы от интернет-продаж и сервисов VoD смогут компенсировать продюсерам выпадающие доходы от сокращающейся кинотеатральной аудитории.
Для дальнейшего устойчивого развития отрасли также необходимо активно осваивать международные рынки. Возможно, «Сталинград» будет первым фильмом, продюсерам которого удастся это сделать.